- Устный рассказ учителя
- повествование о событии, понимаемом в широком смысле слова.Устный рассказ учителя существует в речевой ситуации общения, связанной с решением определенных учебно-воспитательных задач, имеет конкретного адресата (участника данной ситуации общения) и определенную риторическую задачу.По степени достоверности описываемых событий можно выделить следующие виды У. р. у.:1) невыдуманные рассказы:о событиях, происшедших непосредственно с самим рассказчиком (т. е. с учителем);о реальных событиях, свидетелем которых явился рассказчик;2) выдуманные рассказы (вымышленные, сочиненные):созданные на основе увиденного, услышанного, прочитанного и т. д., дополненные вымыслом рассказчика;созданные полностью фантазией учителя- рассказчика.В профессиональной речи У. р. может выполнять следующие основные функции:служить образцом при обучении различным видам рассказа;являться способом создания атмосферы доверия и открытости в общении с учениками, средством установления контакта с ними как с партнерами общения.Лит.: Андроников И.Л. А теперь об этом. — М., 1985; Беляева А.В., Самойлеико Е. С. Монолог и диалог в задачах вербализации образа // Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М., 1989; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986; Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. — М., 1988.Н.В. Кузнецова
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.